Забытые всеми легендарные навигаторы Garmin
Первый гарминовский прибор, который застал автор, был легендарный GPS 12. Это был по настоящему прочный и надежный навигатор, может быть самый надежный из всех последующих за ним моделей. С одной стороны строгий и не очень эргономичный корпус черного цвета может сегодня показаться анахронизмом, с другой, надежность и неприхотливость, благодаря последнему GPS 12 до сих пор пользовался бы спросом, в случае продолжения его производства. GPS 12 для многих тогда и сегодня ассоциировался вообще с понятием GPS. Он засветился во многих художественных и документальных фильмах, о нем было написано масса статей в прессе. Навигатор был оснащен монохромным дисплеем с низким разрешением, пользовательское меню в приборе было организованно крайне неудобно, но достаточно просто, потому что всяких замысловатых функций в нем не было. Работал GPS 12 от четырех батареек типа "AA", время работы прибора от батареек оставляло желать лучшего, кроме того не рекомендовалось GPS 12 надолго оставлять без питания, навигатор мог "забыть" пользовательские установки, запомненные ранее точки, и что самое неприятное - отказывался искать спутники, хотя данная проблема была в дальнейшем решена путем перекачки альманаха из другого навигатора. У приемника GPS 12 было еще три близнеца - GPS 12XL, 12CX, и GPS 12MAP, последний имел целый мегабайт оперативной памяти для загрузки карт, что по тем временам считалось просто фантастикой. Особняком стояла модель Garmin eMap, имевшая оригинальный дизайн и возможность использовать сменные картриджы памяти Garmin, что позволяло загружать больше карт на несколько картриджей. Модель 12XL отличалась от базовой наличием разъема для подключения внешней антенны, а в навигаторе GPS 12Cx был неудачно реализован цветной дисплей, цветность которго сводилась к трем блеклым цветам синего, зеленого и красного. Еще через некоторое время появилась замена GPS 12 - GPS 72, но заменить его он так и не смог. Навигатор GPS 72 пользовался спросом только по одной причине - в наличии уже не было GPS 12, и приходилось останавливать свой выбор на 72-й модели, хотя она уступала GPS 12 в надежности и качестве приема, а тем кто хотел подключить внешнюю антенну приходилось покупать GPS 76, его еще отличало несколько большее разрешение экрана и плавучесть, в хорошем смысле этого слова.
Первый приемник серии eTrex, собственно сам прибор eTrex в желтом корпусе - настоящий долгожитель на рынке. Простой навигатор определяющий местополжение, запоминающий 500 путевых точек и 1 маршрут, завоевал сердца многих покупателей своей неприхотливостью и дешевизной. Правда с течением времени и он подвергся некоторым изменениям как в аппаратной части, так и в программной, благодаря которой стал апоминать 50 маршрутов. В сегодняшней, уже третьей по счету, реинкарнации желтый eTrex H получил новый GPS чипсет, который по качеству приема выводит его на новый современный уровень моделей 60-й серии. Базовая модель eTrex получила развитие в целую серию eTrex, состоящую из навигаторов Venture, Summit, Legend и Vista. Приемник eTrex Venture всегда позиционировался как нечто среднее между eTrex Legend и простым eTrex. В начале своего появления он имел дисплей высокого (по тем временам) разрешения, такой же как у eTrex Legend, но в отличие от нее не имел памяти для загрузки детальных карт, и вместо базовой карты в Venture были прошиты точки-координаты крупных городов мира. В дальнейшем развитии серии eTrex появились приборы с теми же названиями, но с префиксом "Cx". На данном этапе разницы в аппаратоной части между Venture Cx и Legend Cx не было никакой, различна была только комплектация навигаторов (карточка microSD, кабель USB) и раскраска. В последней версии линейки eTrex с префиксом "H" Garmin снова разграничил эти две модели, обе они имеют новый GPS чипсет, но у Venture HC, "железно" распаяны 24Mb оперативной памяти и отсутствует слот для карточек microSD. Другая парная группа моделей из серии eTrex - Summit и Vista. Приемник eTrex Summit задумывался как бюджетный навигатор с магнитным компасом и барометрическим высотомером, это пожалуй то немногое, что отличало его, кроме цвета корпуса от базовой модели eTrex. Навигатору eTrex Vista была уготовлена роль топ-модели серии eTrex, которая была оснащена 24Mb оперативной памяти, компасом и высотомером. К недостаткам первых приемников серии eTrex можно отнести неважное качество приема сигнала в плотной застройке и густом лесу, а у моделей с поддержкой картографии - низкую скорость обработки детальных карт. На сегодняшний момент практически все эти проблемы решены. С появлением моделей с префиксом "Cx" прорисовка карт стала если не быстрой, то хотя бы терпимой, а с добавлением нового GPS чипсета приборы стали отлично принимать сигналы со спутников в самых тяжелых условиях. Стоит заметить, что всеми этими доработками был обделен до последнего времени только eTrex Summit, который совсем недавно получил память для картографической информации, новый чипсет и цветной дисплей (Summit HC), оставив в черно-белых тонах только простой eTrex H.
Очень продолжительное время выбор портативного навигатора сводился к приемникам GPS 12 и серии eTrex. Эта своего рода стагнация чем то напоминала компьютерный рынок времен 386-х и 486-х процессоров, разумеется я имею ввиду практичные и доступные для пользователя навигаторы. Но как известно, все куда то утекает и зачем то меняется, поэтому и компании Garmin пришло время придумать нечто новенькое, а не останавливаться на косметических и программных доработках существующих моделей. Так в 2004 году вышла в свет серия приборов GPSMAP 60, которая являлась развитием устаревших уже моделей GPS 76, GPSMAP 76, GPSMAP 76S. Эти навигаторы при всех своих достоинствах и плавучести имели те же недостатки по качеству приема и работы с картами, что и приемники серии eTrex. Назрела необходимость в новой портативной модели с цветным дисплеем высокого разрешения, с поддержкой картографии и большой, по сравнению с предыдущими моделями, памятью. Такой новой моделью навигатора Garmin стал GPSMAP 60C и GPSMAP 60CS, который обладал магнитным компасом и барометрическим высотомером. Пожалуй эти приборы стали самыми удачными новинками со времен выхода GPS 12. В дальнейшем они получили префикс (Cx,CSx), слот для сменных карт памяти microSD и новый чипсет SirfIII, что существенно повысило качество приема сигнала. На сегодняшний день навигаторы GPSMAP 60CSx и GPSMAP 60Cx по праву считаются лучшими в своем классе портативных навигаторов, и являются лидерами продаж. Наряду с моделями GPSMAP 60CSx и GPSMAP 60Cx продаются навигаторы классом пониже - GPS 60 и GPSMAP 60. Целесообразность покупки приемника GPSMAP 60 мне не очень понятна по причинам ограниченной памяти, монохромного дисплея и устаревшего чипсета, ведь гораздо разумнее обратить внимание на Legend Cx или Venture Cx, хотя они лишены разъема для подключения внешенй антенны. В отличие от GPSMAP 60 навигатор GPS 60 прекрасно занял свою нишу недорогого навигатора, который имеет тот же дизайн что и старшие модели, разъем для внешней антенны, но не имеет памяти для загрузки карт, но главное стоит недорого и поправу занимает позицию на которой ранее был GPS 12. Осталась на рынке и серия GPSMAP 76, которая представлена новыми моделями GPSMAP 76CSx и GPSMAP 76Cx. Ничем особым эти приемники не отличаются от навигаторов GPSMAP 60CSx и GPSMAP 60Cx, за исключением предзагруженных гидрографических данных и менее эргономичного корпуса, который унаследовал свою непотопляемость от более ранних моделей 76-ой серии.
Практически сразу обратили свое внимание на GPS навигаторы автомобилисты и стали приспосабливать имеющиеся приемники для использвания в автомобиле. Garmin конечно предлагает к своим навигаторам различные крепления и механизмы, с помощью которых можно закрепить прибор на стекле, руле, или ровной плоскости, но по настоящему автомобильных приборов у Garmin не было до недавнего времени. Из того что раньше ставили в машину, помимо портативных моделей с креплениями, можно вспомнить GPSMAP 176 и его цветную версию GPSMAP 176C. Навигаторы были оборудованы большим контрастным дисплеем и поддерживали сменные картриджы памяти Garmin для загрузки карт. Отличные универсальные навигаторы, получили свое продолжение в модели GPSMAP 276C, но все таки больше они подходят для лодки, катера и снегохода. В 2002 году появилось нечто среднее между портативным и автомобильным приемником - GPS V (Deluxe). Навигатор поодерживал карты с маршрутизацией, имел на борту 24Mb памяти, и был укомплектован автомобильным креплением и кабелем для питания через прикуриватель. Но автомобильным навигатором его можно было назвать с большой натяжкой, больше он был похож на адаптацию портативного приемника для автомобиля. Положение дел изменилось с появлением автомобильных навигаторов Garmin Nuvi - Nuvi 300 и Nuvi 350, с предзагруженной детальной европейской картой. Владельцы портативных навигаторов поначалу считали их странноватыми, ввиду отсутствия функций ручного планирования маршрута, записи трека, необычного отображения карты и всего того что всегда было присуще навигаторам Garmin. Наличие MP3 плеера, переводчика и гида путешественника мало кого обрадовало. Все языковые приложения и гид были и остаются по сей день не на русском языке, русифицировано только меню и голосовые подсказки без функции проговаривания названий улиц, а MP3 в автомобиле более разумно прослушивать с помощью магнитоллы. Интерес к Nuvi возник с новой силой с появлением подробных карт с маршрутизацией по регионам России. Пользователи сразу почувствовали удобство отображения карты во время движения, когда им не надо ничего читать на дисплее, а просто ехать по указателям навигатора, которые сопровождаются голосовыми подсказками. В дальнейшем появились новые модели Garmin Nuvi - Nuvi 310 и Nuvi 610 c технологией Hands-Free, благодаря которой можно управлять автомобилем следуя указаниям навигатора и разговаривать по телефону, либо осуществлять телефонные вызовы по номерам из объектов поиска или телефонной книги мобильного телефона. Garmin популяризует серию Nuvi путем выпуска разнообразных недорогих модификаций Nuvi 310 и 610, Nuvi 250 и Nuvi 250W, в которых отсутствует Hands-Free. Готовятся к выходу и новые модели Nuvi 700-й серии - Nuvi 710 и Nuvi 760, которые будут совмещать достоинства 600-й серии и разнообразные новшества, среди которых улучшенное качество дисплея, запись трека, FM передатчик, входящий в комплект и многое другое.
Остались без внимания навигаторы для любителей спорта и авиационные приборы, но это тема для отдельного разговора. Хочется еще отметить одно направление у навигаторов Garmin - это Bluetooth приемники. Первым таким навигатором был GPS 10, который долгое время оставался незамеченным ввиду отсутствия программного обеспечения для использвания с мобильными телефонами и смартфонами. Garmin ошибку исправил и помимо разработки программной оболочки Garmin Mobile XT выпустила на рынок две версии Bluetooth навигаторов. Garmin Mobile 10 - напоминает GPS 10, который более удобно использовать вне автомобиля, и Garmin Mobile 20, выполненный в виде автомобильнго держателя со встроенной громкой связью и массой шнурочков для питания различных мобильных устройств. В дальнейшем не стоит ждать от Garmin застоя, ведь конкуренция на рынке только усиливается, а значит число навигаторов Garmin, которых с нами нет, будет только расти.